В начале 12 века женщины стараются выделиться и подчеркивают свои формы. Одежда становится изящнее и наряднее. Внимание сосредоточивается главным образом на покрое платья и на красивом сочетании цветов, и поэтому наряды не обременяются золотом и драгоценностями, как это делалось во времена Каролингов.

Эта реформа объясняется отчасти быстрым ростом прядильного искусства и постоянным ввозом шелковых материй. Последние приобретаются главным образом у арабов. Среди мусульман производство шелковых тканей было развито до такой степени, что у каждого их государя была особая ткацкая мастерская.

Позднее это производство распространилось по всему северному побережью Африки и по всей Испании и Сицилии. Начиная с половины XII века в Сицилии и, главным образом, в Палермо эта отрасль промышленности находилась преимущественно в руках норманнов, которые руководствовались арабскими и византийскими образцами и работали при помощи греческих ткачей, привезенных королем Рочером II из похода на Коринф, Фивы и Афины.

В 1113 и 1181 годах в Палермо изготовлялись облачения для норманнских конунгов, ставшие впоследствии достоянием германских императоров, благодаря женитьбе Генриха VI на сицилийской принцессе Констанции, сестре Вильгельма Доброго, которая была наследницей норманнского престола. Эти облачения, хранившиеся до 1796 года в Нюрнберге, а с этих пор в Вене, сделаны из узорчатой арабской материи, украшены латинскими надписями и служат блестящим доказательством мастерства тогдашних сицилийских ткачей.

Самое роскошное из них - это плащ из ярко-красного шелка вроде паллиума или ризы, на котором вышиты золотом и жемчугом два льва, разрывающие двух верблюдов. Шелк испанских мавров был легче сицилийского. Его узоры состояли из разноцветных геометрических фигур, переплетающихся лент и мелких листообразных мотивов. Шелковые же материи, выделывавшиеся в азиатском калифате, были разрисованы фигурами людей и животных; эти узоры несколько напоминали древнеперсидские, но отличались большим разнообразием и чередовались с арабесками.

Узор обыкновенно вышивался золотом по одноцветному полю. Золотая нить состояла из льняной сердцевины, спирально обмотанной узко нарезанными и позолоченными сверху полосками кишок. Таким же образом изготовляются и теперь золотые нити в Японии, с той только разницей, что там вместо кишок убойного скота употребляется эластичная бумага, изготовляемая из волокон brussonetica papyrifera.

драгоценностями, как это делалось во времена Каролингов.

Все эти ткани употреблялись главным образом при дворах и среди знати. Менее зажиточные люди довольствовались шерстяными материями, среди которых преобладали пунцовые. Одежда дам состояла из полотняной или шелковой рубашки с пристегнутыми рукавами и из нижнего и верхнего платьев, причем оба платья доходили до полу. На ногах женщины носили остроконечные башмаки, а на голове особый убор в форме венца или повязку вроде берета, причем оба эти убора не исключали головного платка.

Верхняя часть платья кроилась сначала так, что стягивала торс и грудь, поэтому ее стали делать по фигуре и зашнуровывать сбоку. Если поверх платья надевался пояс, то он был совершенно узким и настолько длинным, что концы его свешивались до самых колен. Слева к поясу привешивался иногда на длинном двойном ремешке карман для раздачи милостыни, который делался из золотой парчи, шелка или кожи и затягивался на кулисе.

Рукава верхнего платья все расширялись, начиная от локтя, и доходили порой до таких чудовищных размеров, что свешивались до самой земли и при каждом движении, при каждом дуновении ветра развевались, как знамена. К концу XIII века эти рукава вышли из моды, их совсем отрезали, и дамы стали довольствоваться узкими рукавами нижнего платья.

Плащ, доходивший до пят, спереди распахивался; пряжка была заменена особым приспособлением: двумя украшениями в виде кружочков, соединенных ремнем или золотым позументом; ремень или позумент прикреплялся к одному кружочку, а затем продевался через другой, причем его можно было по мере надобности укорачивать и удлинять.

Между прочим, при дворе существовал обычай левой рукой слегка приподнимать край плаща, а два пальца правой продевать за позумент, который таким образом оттягивался книзу. Обычай этот был распространен не только среди дам, но и среди мужчин, что доказывает статуя короля Конрада III, хранящаяся в Бамберге. Кроме того, было принято приподнимать левой рукой край верхнего платья в том случае, если плащ был снят. Это заставляло обращать внимание на цвет нижнего платья.

Красавицы того времени справедливо гордились своими волосами. Молодые дамы носили локоны, доходившие до пояса. На миниатюрах женщины изображались преимущественно с золотыми локонами и со склоненной набок головой, как того требовал придворный обычай. На голову всегда надевали какой-нибудь убор: пеструю ленту, золотой обруч или просто венок из цветов, если дело происходило весной или летом.

Пожилые женщины носили пеструю или белую повязку, а иногда берет в виде зубчатой короны, отделанный мехом. Все такие уборы обыкновенно подвязывались под подбородком лентами на случай ветра. Короткий головной платок едва прикрывал затылок. При этом его нижние концы спускались спереди по плечам. Длинный платок носили исключительно вдовы и старухи. Во Франции, Италии и Англии была очень распространена следующая прическа: волосы поднимались наверх и покрывалась сеткой, а спереди на грудь спускались две длинные косы.

Что же касается рыцарей этого времени, то их манера одеваться резко противоречила их воинственному характеру. Поверх рубашки они надевали тунику, доходившую, как у женщин, до самых лодыжек, а на эту тунику - верхнее платье другого цвета без рукавов и без пояса. Ног из-под платья почти не было видно.

Вообще, вся мужская одежда изменилась коренным образом. Полотняные панталоны уступают место длинным узким панталонам вроде чулок, преимущественно красного или светло-коричневого цвета. Старинные полотняные панталоны становятся достоянием простого народа, который прячет их концы в гамаши или сапоги. При дворе носят исключительно черные или цветные башмаки с сильно заостренными носками.

Костюм принимает еще более женоподобный вид благодаря пышным кудрявым волосам и бритому лицу. Обычай носить длинную бороду, существовавший со времен Отгона, сохраняется теперь только среди простонародья и людей пожилых. На миниатюрах изображаются с бородой только старики. Головной убор тогдашних рыцарей чрезвычайно напоминает женский чепец и, вероятно, вызвал бы неподдельный ужас простодушного лангобарда Луидиранда из Кремоны, который некогда поднял на смех бабью шапку византийского императора.

В общем, головные украшения отличаются большим разнообразием. Но чаще всего среди них встречаются: остроконечная шляпа с плоскими полями и цветной берет с меховой оторочкой, поверх которого накидывается короткий платок, ниспадающий на затылок. Наряду с этим иногда употребляется почетная шляпа с острым концом, спускающимся на лоб; ее носят, между прочим, даже миннезингеры, хотя они предпочитают берет, а в торжественных случаях надевают особый головной убор довольно фантастического характера, представляющий собою остроконечную шляпу, украшенную павлиньими перьями.

К концу XII века относится появление главнейших элементов, из которых впоследствии сложился костюм XV века. Доказательством служит «Книга о Страстях Христовых», появившаяся в 1180 году в Цвифальтенском монастыре и хранящаяся теперь в Королевской библиотеке в Штутгарте.

Между прочим, там сказано, что платья некоторых дам были очень длинны и широкими складками ложились вокруг ног. А что касается мужской одежды, то многие мужчины носили чуть ли не с X века особые костюмы, состоявшие из двух разноцветных половин (мипарти). В состав такого костюма входила, между прочим, отороченная мехом туника.

Впоследствии такой костюм становится еще пестрее. Правая сторона спины и груди, левая рука, левое бедро и правое колено делаются из красной материи, а остальные части костюма из белой. Судя по миниатюрам, украшающим сборник гейдельбергских песен, костюм некоего Иоганна Гадлоуба, упавшего в обморок при виде своей возлюбленной, был отделан поперечными полосами синего и желтого цвета.

Дамы тоже надевали платья, состоящие из разноцветных половин, и появлялись в них даже на турнирах. Так как выбор цвета зависел от герба, то и костюм, состоящий из разноцветных половин, распространялся по мере развития геральдики.

В конце XIII века романтическое рыцарство начало исчезать. На смену ему появилось другое рыцарство, которое проводило время в кровавых распрях, самодурствовало, угнетало слабых и в конце концов заставило крестьян и горожан сплотиться с целью более дружного отпора. Горожанин и всякий штатский человек начинает защищать свои права, он старается, как мы увидим дальше, соперничать с рыцарем не только в привилегиях, но и в костюме.

С древнейших времен до раннего Средневековья фибула была практически единственным типом пряжки или застежки, состояла из иглы и скобки, довольно часто скрытых декоративной пластиной. Чаще всего фибулам традиционно придавали простейшую геометрическую форму - круга, прямоугольника - и украшали гравировкой, эмалями, драгоценными камнями. В старину фибулы использовались мужчинами и женщинами. Новое время старинная фибула окончательно превратилась в брошь и стала только женским украшением.